Windows 7

Stm32 прерывание по таймеру. STM32F3

Stm32 прерывание по таймеру. STM32F3

Режим захвата - это особый режим работы таймера, суть которого в следующем, при изменении логического уровня на определённом выводе микроконтроллера, значение счётного регистра записывается в другой регистр, который именуют регистром захвата.

Для чего это надо?
С помощью этого режима можно измерить длительность импульса или период сигнала.

Режим захвата у STM32 обладает некоторыми особенностями:

  • возможность выбрать какой фронт будет активным
  • возможность изменить частоту входного сигнала с помощью предделителя (1,2,4,8)
  • каждый канал захвата оснащён встроенным входным фильтром
  • источником сигнала захвата может служить другой таймер
  • для каждого канала предусмотрено по два флага, первый выставляется если произошёл захват, второй если произошёл захват при установленном первом флаге

Для настройки режима захвата предназначены регистры CCMR1 (для 1 и 2 канала) и CCMR2 (для 3 и 4), а также регистры CCER , DIER .

Давайте рассмотрим подробнее битовые поля регистра CCMR2 , отвечающие за настройку 4 канала таймера, именно его мы будем настраивать в примере. Ещё хотелось бы отметить, что в этом же регистре находятся битовые поля, которые используются при настройке таймера в режиме сравнения.

CC4S - определяет направление работы четвёртого канала(вход или выход). При настройке канала как вход сопоставляет ему сигнал захвата

  • 00 - канал работает как выход
  • 01 - канал работает как вход, сигнал захвата - TI4
  • 10 - канал работает как вход, сигнал захвата - TI3
  • 11 - канал работает как вход, сигнал захвата - TRC
IC4PSC – определяют коэффициент деления, для сигнала захвата
  • 00 - делитель не используется, сигнал захвата IC1PS формируется по каждому событию
  • 01 - сигнал захвата формируется по каждому второму событию
  • 10 - сигнал захвата формируется по каждому четвёртому событию
  • 11 - сигнал захвата формируется по каждому восьмому событию
IC4F - предназначен для настройки входного фильтра, кроме количества выборок, в течение которых микроконтроллер не будет реагировать на входные сигналы, также можно настроить частоту выборок. По сути мы настраиваем время задержки с момента прихода фронта до "подтверждающей" выборки.

Теперь давайте рассмотрим регистр CCER .

CC4E - включает/выключает режим захвата.
CC4P - определяет фронт по которому будет производиться захват, 0 - передний, 1 - задний.

И регистр DIER .

CC4DE - разрешает формировать запрос к DMA.
CC4IE - разрешает прерывание по захвату.

После того как произошёл захват формируется событие захвата, которое устанавливает соответствующий флаг. Это может привести к генерации прерывания и запросу DMA , если они разрешены в регистре DIER . Кроме того, событие захвата может быть сформировано программно, установкой битового поля в регистре генерации событий EGR :

Битовые поля CC1G, CC2G, CC3G и CC4G позволяют генерировать событие в соответствующем канале захвата/сравнения.

Кстати, CCR1, CCR2, CCR3 и CCR4 - регистры захвата, в которых сохраняется значение таймера по сигналу захвата.

Для того чтобы контролировать формирование сигнала захвата, в регистре SR для каждого канала выделено по два флага.

CC4IF - устанавливается когда формируется сигнал захвата, сбрасываются эти флаги программно или чтением соответствующего регистра захвата/сравнения.
CC4OF - устанавливается если флаг CC4IF не был очищен, а пришёл очередной сигнал захвата. Этот флаг очищается программно записью нуля.

Теперь давайте применим полученные знания на практике, с генератора сигналов на вход TIM5_CH4 подадим синусоиду с частотой 50Гц и попробуем измерить её период. Для того чтобы ускорить процесс предлагаю использовать DMA. Какой вывод МК соответствует 4 каналу TIM5 можно найти в даташите на МК в разделе Pinouts and pin description .

Для DMA необходим адрес регистра CCR4 , вот как его найти. Открываем RM0008 и в таблице Register boundary addresses находим начальный адрес TIM5.


смещение для регистра CCR4 можно найти в том же документе в разделе register map .

#include "stm32f10x.h" #define TIM5_CCR4_Address ((u32)0x40000C00+0x40) #define DMA_BUFF_SIZE 2 uint16_t buff;//Буфер uint16_t volatile T; void DMA2_Channel1_IRQHandler (void) { T = (buff > buff) ? (buff - buff) : (65535+ buff - buff); DMA2->IFCR |= DMA_IFCR_CGIF1; } void Init_DMA(void) { RCC->AHBENR |= RCC_AHBENR_DMA2EN; //Разрешаем тактирование первого DMA модуля DMA2_Channel1->CPAR = TIM5_CCR4_Address; //Указываем адрес периферии - регистр результата преобразования АЦП для регулярных каналов DMA2_Channel1->CMAR = (uint32_t)buff; //Задаем адрес памяти - базовый адрес массива в RAM DMA2_Channel1->CCR &= ~DMA_CCR1_DIR; //Указываем направление передачи данных, из периферии в память DMA2_Channel1->CNDTR = DMA_BUFF_SIZE; //Количество пересылаемых значений DMA2_Channel1->CCR &= ~DMA_CCR1_PINC; //Адрес периферии не инкрементируем после каждой пересылки DMA2_Channel1->CCR |= DMA_CCR1_MINC; //Адрес памяти инкрементируем после каждой пересылки. DMA2_Channel1->CCR |= DMA_CCR1_PSIZE_0; //Размерность данных периферии - 16 бит DMA2_Channel1->CCR |= DMA_CCR1_MSIZE_0; //Размерность данных памяти - 16 бит DMA2_Channel1->CCR |= DMA_CCR1_PL; //Приоритет - очень высокий DMA2_Channel1->CCR |= DMA_CCR1_CIRC; //Разрешаем работу DMA в циклическом режиме DMA2_Channel1->CCR |= DMA_CCR1_TCIE;//Разрешаем прерывание по окончанию передачи DMA2_Channel1->CCR |= DMA_CCR1_EN; //Разрешаем работу 1-го канала DMA } int main(void) { Init_DMA(); //включаем тактирование порта А, альтернативных функций и таймера RCC->APB2ENR |= RCC_APB2ENR_IOPAEN | RCC_APB2ENR_AFIOEN; RCC->APB1ENR |= RCC_APB1ENR_TIM5EN; TIM5->PSC = 56000-1;//новая частота 1Khz TIM5->CCMR2 |= TIM_CCMR2_CC4S_0;//выбираем TI4 для TIM5_CH4 TIM5->CCMR2 &= ~(TIM_CCMR2_IC4F | TIM_CCMR2_IC4PSC);//не фильтруем и делитель не используем TIM5->CCER &= ~TIM_CCER_CC4P;//выбираем захват по переднему фронту TIM5->CCER |= TIM_CCER_CC4E;//включаем режим захвата для 4-го канала TIM5->DIER |= TIM_DIER_CC4DE;//разрешаем формировать запрос к DMA //TIM5->DIER |= TIM_DIER_CC4IE; //разрешаем прерывание по захвату TIM5->CR1 |= TIM_CR1_CEN; //включаем счётчик //NVIC->ISER |= NVIC_ISER_SETENA_18; //TIM5 Interrupt NVIC->ISER |= NVIC_ISER_SETENA_24; //DMA Interrupt while(1) { } }

Собственно, поэтому давайте сразу же переходить к программированию. Возьмем любой из базовых таймеров микроконтроллера STM32F3 , произведем его минимальную настройку и попытаемся сгенерировать прерывания через равные промежутки времени. Максимально простой пример 😉

Итак, из Standard Peripheral Library нам понадобятся парочка файлов, в которых реализовано взаимодействие с регистрами таймеров:

#include "stm32f30x_gpio.h" #include "stm32f30x_rcc.h" #include "stm32f30x_tim.h" #include "stm32f30x.h" /*******************************************************************/ TIM_TimeBaseInitTypeDef timer; /*******************************************************************/

Минимальная инициализация таймера выглядит следующим образом. Кстати заодно настроим одну из ножек контроллера на работу в режиме выхода. Это нужно всего лишь для того, чтобы мигать светодиодиком 😉

/*******************************************************************/ void initAll() { // Тактирование - куда ж без него RCC_AHBPeriphClockCmd(RCC_AHBPeriph_GPIOE, ENABLE) ; RCC_APB1PeriphClockCmd(RCC_APB1Periph_TIM2, ENABLE) ; // На этом выводе у нас синий светодиод (STM32F3Discovery) gpio.GPIO_Mode = GPIO_Mode_OUT; gpio.GPIO_Pin = GPIO_Pin_8; gpio.GPIO_OType = GPIO_OType_PP; gpio.GPIO_Speed = GPIO_Speed_50MHz; GPIO_Init(GPIOE, & gpio) ; // А вот и долгожданная настройка таймера TIM2 TIM_TimeBaseStructInit(& timer) ; timer.TIM_Prescaler = 7200 ; timer.TIM_Period = 20000 ; TIM_TimeBaseInit(TIM2, & timer) ; /*******************************************************************/

Тут стоит уделить внимание двум непонятно откуда взявшимся числам – 7200 и 20000 . Сейчас разберемся что это 😉 Таймер у меня тактируется частотой 72 МГц . Prescaler, он же предделитель, нужен для того, чтобы эту частоту делить) Таким образом, получаем 72 МГц / 7200 = 10 КГц . Значит один “тик” таймера соответствует (1 / 10000) секунд , что равняется 100 микросекундам. Период таймера – это величина, досчитав до которой программа улетит на обработчик прерывания по переполнению таймера. В нашем случае таймер дотикает до 20000 , что соотвествует (100 * 20000) мкс или 2 секундам. То есть светодиод (который мы зажигаем и гасим в обработчике прерывания) будет мигать с периодом 4 секунды (2 секунды горит, 2 секунды не горит =)). Теперь с этим все понятно, продолжаем…

В функции main() вызываем функцию инициализации, а также включаем прерывания и таймер. В цикле while(1) кода и того меньше – он просто пуст 😉

/*******************************************************************/ int main() { __enable_irq() ; initAll() ; TIM_ITConfig(TIM2, TIM_IT_Update, ENABLE) ; TIM_Cmd(TIM2, ENABLE) ; NVIC_EnableIRQ(TIM2_IRQn) ; while (1 ) { } } /*******************************************************************/

Все, осталось написать пару строк для обработчика прерываний, и дело сделано:

/*******************************************************************/ void TIM2_IRQHandler() { TIM_ClearITPendingBit(TIM2, TIM_IT_Update) ; if (GPIO_ReadInputDataBit(GPIOE, GPIO_Pin_8) == 1 ) { GPIO_ResetBits(GPIOE, GPIO_Pin_8) ; } else { GPIO_SetBits(GPIOE, GPIO_Pin_8) ; } } /*******************************************************************/

Прошив программу в контроллер, наблюдаем мигающий синий светодиод, следовательно программа функционирует верно! В принципе на этом все на сегодня, такая вот получилась краткая статейка)

Таймеры в STM32, как в принципе и вся периферия, являются очень навороченными. От обилия разных функций, которые могут выполнять таймеры может даже закружиться голова. Хотя, казалось бы, таймер он на то и таймер, чтобы просто считать. Но на деле все гораздо круче)

Мало того, что таймеры обладают такими широкими возможностями, так их еще несколько у каждого контроллера. И даже не два и не три, а больше! В общем, нахваливать все это можно бесконечно. Давайте уже разбираться, что и как работает. Итак, микроконтроллер STM32F103CB имеет:

  • 3 таймера общего назначения (TIM2, TIM3, TIM4)
  • 1 более продвинутый таймер с расширенными возможностями (TIM1)
  • 2 WDT (WatchDog Timer)
  • 1 SysTick Timer

Собственно таймеры общего назначения и таймер TIM1 не сильно отличаются друг от друга, так что ограничимся рассмотрением какого-нибудь одного таймера. К слову я остановил свой выбор на TIM4. Без особой причины, просто так захотелось =). Таймеры имеют 4 независимых канала, которые могут использоваться для:

  • Захвата сигнала
  • Сравнения
  • Генерации ШИМ
  • Генерации одиночного импульса
  • Переполнение
  • Захват сигнала
  • Сравнение
  • Событие-триггер

При наступлении любого из этих событий таймеры могут генерировать запрос к DMA (DMA – прямой доступ к памяти, уже скоро мы будем разбираться и с ним =)). Теперь немного подробнее о каждом из режимов работы таймеров.

Режим захвата сигнала. Очень удобно при работе таймера в этом режиме измерять период следования импульсов. Смотрите сами: приходит импульс, таймер кладет свое текущее значение счетчика в регистр TIM_CCR. По-быстрому забираем это значение и прячем в какую-нибудь переменную. Сидим, ждем следующий импульс. Опа! Импульс пришел, таймер снова сует значение счетчика в TIM_CCR , и нам остается только вычесть из этого значения то, которое мы предварительно сохранили. Это, наверное, самое простое использование этого режима таймера, но очень полезное. Отлавливать можно как передний фронт импульса, так и задний, так что возможности довольно велики.

Режим сравнения. Тут просто подключаем какой-нибудь канал таймера к соответствующему выводу, и как только таймер досчитает до определенного значения (оно в TIM_CCR ) состояние вывода изменится в зависимости от настройки режима (либо выставится в единицу, либо в ноль, либо изменится на противоположное).

Режим генерации ШИМ. Ну тут все скрыто в названии) В этом режиме таймер генерирует ШИМ! Наверно нет смысла что-то писать тут еще сейчас. Скоро будет примерчик как раз на ШИМ, там и поковыряем поподробнее.

Режим Dead-Time. Суть режима в том, что между сигналами на основном и комплементарном выводах таймера появляется определенная задержка. В интернете есть довольно много информации о том, где это можно и нужно применять.

Ну вот в принципе ооочень кратко об основных режимах работы таймера. Если будут вопросы про другие режимы, более специфические, пишите в Комментарии 😉

Надо бы потихоньку написать программку для работы с таймерами. Но сначала посмотрим, что есть в библиотеке Standard Peripheral Library. Итак, за таймеры несут ответственность файлы – stm32f10x_tim.h и stm32f10x_tim.c . Открываем первый и видим, что структура файла повторяет структуру файла для работы с GPIO, который мы рассматривали в предыдущей статье. Здесь описаны структуры и поля структур, которые нужны для конфигурирования таймеров. Правда здесь уже не одна, а несколько структур (режимов, а соответственно и настроек то у таймеров побольше, чем у портов ввода-вывода). Все поля структур снабжены комментариями, так что не должно тут возникать никаких проблем. Ну вот, например:

uint16_t TIM_OCMode; // Specifies the TIM mode.

Здесь будем задавать режим работы таймера. А вот еще:

uint16_t TIM_Channel; // Specifies the TIM channel.

Здесь выбираем канал таймера, ничего неожиданного) В общем все довольно прозрачно, если что спрашивайте =) С первым файлом понятно. А в файле stm32f10x_tim.c – готовые функции для работы с таймерами. Тоже все в целом ясно. Мы уже использовали библиотеку для работы с GPIO, теперь вот работаем с таймерами, и очевидно, что для разной периферии все очень похоже. Так что давайте создавать проект и писать программу.

Итак, запиливаем новый проект, добавляем все необходимые файлы:

Пишем код:

Необходимо отметить, что в поле TIM_Prescaler нужно записывать значение, на единицу меньшее, чем то, которое мы хотим получить.

/****************************timers.c*******************************/ #include "stm32f10x.h" #include "stm32f10x_rcc.h" #include "stm32f10x_gpio.h" #include "stm32f10x_tim.h" //При таком предделителе у меня получается один тик таймера на 10 мкс #define TIMER_PRESCALER 720 /*******************************************************************/ //Переменная для хранения предыдущего состояния вывода PB0 uint16_t previousState; GPIO_InitTypeDef port; TIM_TimeBaseInitTypeDef timer; /*******************************************************************/ void initAll() { //Включаем тактирование порта GPIOB и таймера TIM4 //Таймер 4 у нас висит на шине APB1 RCC_APB2PeriphClockCmd(RCC_APB2Periph_GPIOB, ENABLE) ; RCC_APB1PeriphClockCmd(RCC_APB1Periph_TIM4, ENABLE) ; //Тут настраиваем порт PB0 на выход //Подробнее об этом в статье про GPIO GPIO_StructInit(& port) ; port.GPIO_Mode = GPIO_Mode_Out_PP; port.GPIO_Pin = GPIO_Pin_0; port.GPIO_Speed = GPIO_Speed_2MHz; GPIO_Init(GPIOB, & port) ; //А тут настройка таймера //Заполняем поля структуры дефолтными значениями TIM_TimeBaseStructInit(& timer) ; //Выставляем предделитель timer.TIM_Prescaler = TIMER_PRESCALER - 1 ; //Тут значение, досчитав до которого таймер сгенерирует прерывание //Кстати это значение мы будем менять в самом прерывании timer.TIM_Period = 50 ; //Инициализируем TIM4 нашими значениями TIM_TimeBaseInit(TIM4, & timer) ; } /*******************************************************************/ int main() { __enable_irq() ; initAll() ; //Настраиваем таймер для генерации прерывания по обновлению (переполнению) TIM_ITConfig(TIM4, TIM_IT_Update, ENABLE) ; //Запускаем таймер TIM_Cmd(TIM4, ENABLE) ; //Разрешаем соответствующее прерывание NVIC_EnableIRQ(TIM4_IRQn) ; while (1 ) { //Бесконечно тупим) Вся полезная работа – в прерывании __NOP() ; } } /*******************************************************************/ //Если на выходе был 0.. timer.TIM_Period = 50 ; TIM_TimeBaseInit(TIM4, & timer) ; //Очищаем бит прерывания TIM_ClearITPendingBit(TIM4, TIM_IT_Update) ; } else { //Выставляем ноль на выходе timer.TIM_Period = 250 ; TIM_TimeBaseInit(TIM4, & timer) ; TIM_ClearITPendingBit(TIM4, TIM_IT_Update) ; } }

В этой программе мы смотрим, что было на выходе до момента генерации прерывания – если ноль, выставляем единицу на 0.5 мс. Если была единица – ставим ноль на 2.5 мс. Компилируем и запускаем отладку =)

Небольшое, но очень важное отступление… Наш пример, конечно, будет работать и для теста он вполне сгодится, но все-таки в “боевых” программах нужно следить за оптимальностью кода как с точки зрения его объема, так и с точки зрения производительности и расхода памяти. В данном случае нет никакого смысла использовать структуру timer, а также вызывать функцию TIM_TimeBaseInit() каждый раз при смене периода. Правильнее менять всего лишь одно значение в одном регистре, а именно в регистре TIMx->ARR (где х – это номер таймера). В данном примере код трансформируется следующим образом:

/*******************************************************************/ void TIM4_IRQHandler() { //Если на выходе был 0.. if (previousState == 0 ) { //Выставляем единицу на выходе previousState = 1 ; GPIO_SetBits(GPIOB, GPIO_Pin_0) ; //Период 50 тиков таймера, то есть 0.5 мс TIM4-> ARR = 50 ; } else { //Выставляем ноль на выходе previousState = 0 ; GPIO_ResetBits(GPIOB, GPIO_Pin_0) ; //А период теперь будет 250 тиков – 2.5 мс TIM4-> ARR = 250 ; } TIM_ClearITPendingBit(TIM4, TIM_IT_Update) ; } /****************************End of file****************************/

Итак, продолжаем, на пути у нас очередные грабли) А именно ошибка:

..\..\..\SPL\src\stm32f10x_tim.c(2870): error: #20: identifier “TIM_CCER_CC4NP” is undefined

Не так страшно как может показаться, идем в файл stm32f10x.h, находим строки

Вот теперь все собирается, можно отлаживать. Включаем логический анализатор. В командной строке пишем: la portb&0x01 и наблюдаем на выходе:

Что хотели, то и получили) Другими словами все работает правильно. В следующей статье поковыряем режим генерации ШИМ, оставайтесь на связи 😉

Не пропустите хорошую статью про таймеры в целом – .

Добрый день. Сегодня набросаю первую статейку по таймерам в STM32. Вообще таймеры в STM32 настолько круты, что даже Шварцнегер нервно курит по крутости))) И изучать их придётся не в одной, и не в двух и не в трёх статьях. Но для начала не будем забивать себе сильно головы, а просто изучим первые простые таймеры и поработаем с ними.

В STM32 вообще существует три вида таймеров
1) базовые (basic timers)
2)общего назначения (general-purpose timers)
3)продвинутые (advanced-control timers)

Продвинутые таймеры самые крутые и в себе сочитают возможности двух предыдущих групп, плюс к этому ещё множество дополнительных функций типа работа с трёхфазными моторами и т.д. и т.п. До них нам ещё далеко, поэтому в данной части мы будем рассматривать работу с базовыми (basic timers).
Для начала давайте рассмотрим, какие есть таймеры на нашем процессоре STM32F407VG (вы смотрите про свои процессоры с которыми работаете)). В моём процессоре 14 таймеров — 12 — 16ти битных и 2 32 битных

Как мы видим на картинках к шине АРВ1 подключены таймеры TIM2, TIM3, TIM4, TIM5, TIM6, TIM7, TIM12
А к шине АРВ2 — TIM1, TIM8, TIM9, TIM10, TIM11
Теперь давайте рассмотрим картинку настройки нашего тактирования в программе CubeMX. Систему тактирования я ещё отдельно опишу, так как без неё никуда, но просто пока покажу как можно затактировать наши таймеры используя внутренний источник тактирования HSI.
Вот наша стандартная настройка тактирования без всяких перемножителей частот и т.д. Её мы и будем использовать.

А вот вариант ускорения работы)) Но советую шаловливыми ручёнками туда сильно не лазить, а то может уложить процессор на лопатки)) Это всё мы потом изучим и рассмотрим.

Итак, открываем Reference Manual на F4 серию микроконтроллеров, и начинаем курить мануал. ДА, в STM32 не всё так просто, поэтому товарищи учите английский, и читайте мануалы, потому что без этого будете долго искать что к чему. Я раньше как то очень тяжко к чтению документации относился (видать потому что задачи были простыми и мне хватало обычных примеров из интернета). Ну а теперь читаем… читаем…читаем…
Продолжим…
Итак таймеры 6 и 7 являются базовыми таймерами. Сидят они на шине АРВ1 как мы видим на картинке из reference manual.

Базовые таймеры 6 и 7 — 16ти битные, имеют настраиваемый предделитель от 0 до 65535. Для этих таймеров есть вот такие регистры доступные для чтения\записи.
Counter Register (TIMx_CNT) — счётчик
Prescaler Register (TIMx_PSC) — предделитель
Auto-Reload Register (TIMx_ARR) — регистр перезагрузки

Не будем сильно углубляться в подробности работы, так как там страниц 10 описания доступных нам регистров и т.д, нам хватит трёх — написанных выше
Итак, что это за регистры и для чего они нам нужны. Да вот для чего. Решили мы тут срочно помигать светодиодом, удивить товарищей AVR-щиков например, и говорим — а давай кто быстрее настроит мигание одним светодиодом с периодом пол секунды, а вторым с периодом в секунду тот и выиграл. (кстати можно проделать подобный эксперимент))))
Для того чтобы это нам реализовать нужно всего 5 шагов — 1
1) Запустить CubeMX и создать проект под наш контроллер.
2)в CubeMX выставить работу таймеров
3) сгенерировать проект и открыть его в Keil uVision
4)проинициализировать таймеры (по одной строчке на таймер)
5)прописать в прерывании каждого таймера код постоянного изменения состояния ножки к которой подключен светодиод.
Итак, давайте это рассмотрим более подробно. Первым делом запускам нашу программу CubeMX
и настраиваем наши 2 вывода PD12 и PD13 на вывод (ножки куда подключены светодиоды). Устанавливаем для них режим GPIO_Output, и режим Output Push_Pull.
Далее слева активируем наши базовые таймеры 6 и 7.

Теперь переходим в вкладку конфигурации. Как мы помним, мы не стали ничего менять в настройках частот для нашего процессора, поэтому у нас все шины тактируюся частотой -16МГц. Теперь исходя из этого, и исходя из того что нам нужно получить, давайте настроим наши значения предделителей и регистра автоперезагрузки.

Как мы помним, нам нужно чтобы один светодиод мигал с частотой 1Гц (период 1000мсек), а второй с частотой 2Гц (период 500 мсек) . Как нам это получить — да очень просто. Так как предделитель на СТМ32 можно ставить любой, то мы просто вычислим его значение
Итак частота у нас 16 000 000 тиков в секундку, а нужно 1000 тиков в секунду. Значит 16 000 000 \ 1 000 = 16 000. Это число минус 1 и вписываем в значение предделителя. То есть число у нас получается 15999.
Теперь наш таймер тикает с частотой 1000 раз в секунду. Далее, мы должны указать когда же нам нужно прерывание по переполнению. Для этого мы записываем нужное нам число в Counter Period (autoreload register).
То есть нам нужно получить одно прерывание в секунду, а как мы помним наш таймер тикает 1 раз в милисекунду. В одной секнуде — 1000 мсек — значит это значение и вписываем в регистр автоперезагрузки.
Для того, чтобы получить прерывание раз в пол секунды — записываем соответсвенно — 500.

Итак — настроили, теперь можно смело генерировать наш проект. Сгенерировали, хорошо. осталось совсем чуток до момента мигания светодиодиками.
Открыли наш проект. У нас впринципе всё настроено и готово, только нужно запустить наши таймеры, так как хоть CubeMX всё за нас и делает — этим он уже не занимается. Итак- инициализируем
наши таймеры вот такими строчками

HAL_TIM_Base_Start_IT(&htim6);
HAL_TIM_Base_Start_IT(&htim7);

Именно в нём и находятся наши обработчки прерывания для наших таймеров
Вот обработчик прерывания для таймера 7

void TIM7_IRQHandler(void)
{
/* USER CODE BEGIN TIM7_IRQn 0 */

/* USER CODE END TIM7_IRQn 0 */
HAL_TIM_IRQHandler(&htim7);
/* USER CODE BEGIN TIM7_IRQn 1 */

/* USER CODE END TIM7_IRQn 1 */
}

Вписываем в обработчик прерывания то что мы хотим делать — а мы хотим в каждом прерывании менять состояние наших ножек к которым подключены свтеодиоды.
Используем вот такую конструкцию — HAL_GPIO_TogglePin(GPIOD, GPIO_PIN_13) ;

Собственно всё. Нажимаем F7, смотрим чтобы не было ошибок — и можем заливать всё это дел в наш подопытный процессор.
Ну и можем уже наслаждаться интересными перемигиваниями светодиодов.
Видео добавлю чуть позже, ну а пока как обычно правильна картинка. Ну и не забываем про благодарность))

В STM32 есть множество очень удобных и гибких в настройке таймеров. Даже у самого младшего микроконтроллера (STM32F030F4P6) есть 4 таких таймера.

8. Настроим проект - добавим нужные файлы

Чтобы использовать таймер, нам потребуется подключить файл библиотеки периферии stm32f10x_tim.c. Точно так же, правой кнопкой щёлкаем в Workspace (окно слева) по группе StdPeriphLib, Add –> Add files, файл LibrariesSTM32F10x_StdPeriph_Driversrcstm32f10x_tim.c.

Ещё нужно включить использование заголовка к этому файлу. Открываем stm32f10x_conf.h (правой кнопкой по названию этого файла в коде, «Open stm32f10x_conf.h». Раскомментируем строчку #include «stm32f10x_tim.h».

9. Добавим таймер

Задержка пустым циклом - это кощунство, тем более на таком мощном кристалле как STM32, с кучей таймеров. Поэтому сделаем эту задержку с помощью таймера.

В STM32 есть разные таймеры, отличающиеся набором свойств. Самые простые - Basic timers, посложнее - General purpose timers, и самые сложные - Advanced timers. Простые таймеры ограничиваются просто отсчётом тактов. В более сложных таймерах появляется ШИМ. Самые сложные таймеры, к примеру, могут сгенерировать 3–фазный ШИМ с прямыми и инверсными выходами и дедтаймом. Нам хватит и простого таймера, под номером 6.

Немного теории

Всё, что нам требуется от таймера - досчитывать до определённого значения и генерировать прерывание (да, мы ещё и научимся использовать прерывания). Таймер TIM6 тактируется от системной шины, но не напрямую а через прескалер - простой программируемый счётчик–делитель (подумать только, в СССР выпускались специальные микросхемы–счётчики, причём программируемые были особым дефицитом - а теперь я говорю о таком счётчике просто между делом). Прескалер можно настраивать на любое значение от 1 (т.е. на счётчик попадёт полная частота шины, 24МГц) до 65536 (т.е. 366 Гц).

Тактовые сигналы в свою очередь, увеличивают внутренний счётчик таймера, начиная с нуля. Как только значение счётчика доходит до значения ARR - счётчик переполняется, и возникает соответствующее событие. По наступлению этого события таймер снова загружает 0 в счётчик, и начинает считать с нуля. Одновременно он может вызвать прерывание (если оно настроено).

На самом деле процесс немного сложнее: есть два регистра ARR - внешний и внутренний. Во время счёта текущее значение сравнивается именно со внутренним регистром, и лишь при переполнении внутренний обновляется из внешнего. Таким образом, можно безопасно менять ARR во время работы таймера - в любой момент.

Код

Код будет очень похож на предыдущий, т.к. инициализация всей периферии происходит однотипно - за тем лишь исключением, что таймер TIM6 висит на шине APB1. Поэтому включение таймера: RCC_APB1PeriphClockCmd(RCC_APB1Periph_TIM6, ENABLE);

Теперь заводим структуру типа TIM_TimeBaseInitTypeDef, инициализируем её (TIM_TimeBaseStructInit), настраиваем, передаём её в функцию инициализации таймера (TIM_TimeBaseInit) и наконец включаем таймер (TIM_Cmd).

TIM_TimeBaseInitTypeDef TIM_InitStructure; // Заводим структуру TIM_TimeBaseStructInit(&TIM_InitStructure); // Инициализация структуры TIM_InitStructure.TIM_Prescaler = 24000; // Предделитель TIM_InitStructure.TIM_Period = 1000; // Период таймера TIM_TimeBaseInit(TIM6, &TIM_InitStructure); // Функция настройки таймера TIM_Cmd(TIM6, ENABLE); // Включение таймера

Что за магические числа? Как мы помним, на шине присутствует тактовая частота 24МГц (при наших настройках проекта). Настроив предделитель таймера на 24000, мы поделим эту частоту на 24 тысячи, и получим 1кГц. Именно такая частота попадёт на вход счётчика таймера.

Значение же в счётчике - 1000. Значит, счётчик переполнится за 1000 тактов, т.е. ровно за 1 секунду.

После этого у нас действительно появляется работающий таймер. Но это ещё не всё.

10. Разберёмся с прерываниями

Окей, прерывания. Для меня когда–то (во времена PIC) они были тёмным лесом, и я старался вообще их не использовать - да и не умел, на самом деле. Однако, в них заключена сила, игнорировать которую вообще недостойно. Правда, прерывания в STM32 - ещё более сложная штука, особенно механизм их вытеснения; но об этом позже.

Как мы заметили раньше, таймер генерирует прерывание в момент переполнения счётчика - если включена вообще обработка прерываний этого прибора, конкретно это прерывание включено и сброшено предыдущее такое же. Анализируя эту фразу, понимаем что нам нужно:

  1. Включить вообще прерывания таймера TIM6;
  2. Включить прерывание таймера TIM6 на переполнение счётчика;
  3. Написать процедуру–обработчик прерывания;
  4. После обработки прерывания сбросить его.

Включение прерываний

Честно говоря, тут вообще ничего сложного. Первым делом включаем прерывания TIM6: NVIC_EnableIRQ(TIM6_DAC_IRQn); Почему такое название? Потому что в ядре STM32 прерывания от TIM6 и от ЦАП имеют одинаковый номер. Не знаю, почему так сделано - экономия, нехватка номеров или просто какая–то наследная штука - в любом случае, никаких проблем это не принесёт, потому что в этом проекте не используется ЦАП. Даже если в нашем проекте использовался бы ЦАП - мы могли бы при входе в прерывание узнавать, кто конкретно его вызвал. Практически все другие таймеры имеют единоличное прерывание.

Настройка события–источника прерываний: TIM_ITConfig(TIM6, TIM_DIER_UIE, ENABLE); - включаем прерывание таймера TIM6 по событию TIM_DIER_UIE, т.е. событие обновления значения ARR. Как мы помним из картинки, это происходит одновременно с переполнением счётчика - так что это именно то событие, которое нам нужно.

На текущий момент код таймерных дел таков:

RCC_APB1PeriphClockCmd(RCC_APB1Periph_TIM6, ENABLE); TIM_TimeBaseInitTypeDef TIM_InitStructure; TIM_TimeBaseStructInit(&TIM_InitStructure); TIM_InitStructure.TIM_Prescaler = 24000; TIM_InitStructure.TIM_Period = 1000; TIM_TimeBaseInit(TIM6, &TIM_InitStructure); TIM_Cmd(TIM6, ENABLE); NVIC_EnableIRQ(TIM6_DAC_IRQn); TIM_ITConfig(TIM6, TIM_DIER_UIE, ENABLE);

Обработка прерываний

Сейчас запускать проект нельзя - первое же прерывание от таймера не найдёт свой обработчик, и контроллер повиснет (точнее, попадёт в обработчик HARD_FAULT, что по сути одно и то же). Нужно его написать.

Немного теории

Он должен иметь совершенно определённое имя, void TIM6_DAC_IRQHandler(void). Это имя, так называемый вектор прерывания, описано в файле startup (в нашем проекте это startup_stm32f10x_md_vl.s - можете сами увидеть, 126 строка). На самом деле вектор - это адрес обработчика прерывания, и при возникновении прерывания ядро ARM лезет в начальную область (в которую транслирован файл startup - т.е. его местоположение задано совершенно жёстко, в самом начале флеш–памяти), ищет там вектор и переходит в нужное место кода.

Проверка события

Первое что мы должны сделать при входе в такой обработчик - проверить, какое событие вызвало прерывание. Сейчас у нас всего одно событие, а в реальном проекте на одном таймере вполне могут быть несколько событий. Поэтому проверяем событие, и выполняем соответствующий код.

В нашей программе эта проверка будет выглядеть так: if (TIM_GetITStatus(TIM6, TIM_IT_Update) != RESET) - всё понятно, функция TIM_GetITStatus проверяет наличие указанного события у таймера, и возвращает 0 или 1.

Очистка флага UIF

Второй шаг - очистка флага прерывания. Вернитесь к картинке: самый последний график UIF это и есть флаг прерывания. Если его не очистить, следующее прерывание не сможет вызваться, и контроллер опять упадёт в HARD_FAULT (да что же такое!).

Выполнение действий в прерывании

Будем просто переключать состояние светодиода, как и в первой программе. Разница в том, что теперь наша программа делает это более сложно! На самом деле, так писать гораздо правильнее.

If(state) GPIO_WriteBit(GPIOC, GPIO_Pin_8, Bit_SET); else GPIO_WriteBit(GPIOC, GPIO_Pin_8, Bit_RESET); state = 1 - state;

Используем глобальную переменную int state=0;

11. Весь код проекта с таймером

#include "stm32f10x_conf.h" int state=0; void TIM6_DAC_IRQHandler(void) { if (TIM_GetITStatus(TIM6, TIM_IT_Update) != RESET) { TIM_ClearITPendingBit(TIM6, TIM_IT_Update); if(state) GPIO_WriteBit(GPIOC, GPIO_Pin_8, Bit_SET); else GPIO_WriteBit(GPIOC, GPIO_Pin_8, Bit_RESET); state = 1 - state; } } void main() { RCC_APB2PeriphClockCmd(RCC_APB2Periph_GPIOC, ENABLE); GPIO_InitTypeDef GPIO_InitStructure; GPIO_StructInit(&GPIO_InitStructure); GPIO_InitStructure.GPIO_Speed = GPIO_Speed_2MHz; GPIO_InitStructure.GPIO_Mode = GPIO_Mode_Out_PP; GPIO_InitStructure.GPIO_Pin = GPIO_Pin_8; GPIO_Init(GPIOC, &GPIO_InitStructure); GPIO_WriteBit(GPIOC, GPIO_Pin_8, Bit_SET); RCC_APB1PeriphClockCmd(RCC_APB1Periph_TIM6, ENABLE); TIM_TimeBaseInitTypeDef TIM_InitStructure; TIM_TimeBaseStructInit(&TIM_InitStructure); TIM_InitStructure.TIM_Prescaler = 24000; TIM_InitStructure.TIM_Period = 1000; TIM_TimeBaseInit(TIM6, &TIM_InitStructure); TIM_Cmd(TIM6, ENABLE); NVIC_EnableIRQ(TIM6_DAC_IRQn); TIM_ITConfig(TIM6, TIM_DIER_UIE, ENABLE); while(1) { } }

Архив с проектом таймера.

Ну и к слову, таймер умеет переключать ногу и сам, без прерываний и ручной обработки. Это будет наш третий проект.

Весь цикл:

1. Порты ввода–вывода

2. Таймер и прерывания

3. Выходы таймера

4. Внешние прерывания и NVIC

5. Ставим FreeRTOS

Post Views: 235