Mozilla Firefox

Информационная система диспетчерской службы такси. Автоматизированная информационная система объединенной диспетчерской службы жкх - как инновационный инструмент по повышению энергоэффективности муниципального образования · качества топлива, которое поста

Информационная система диспетчерской службы такси. Автоматизированная информационная система объединенной диспетчерской службы жкх - как инновационный инструмент по повышению энергоэффективности муниципального образования · качества топлива, которое поста

Под диспетчерской службой понимают централизованную форму оперативного управления на основе применения технических средств связи, сбора информации, ее обработки и осуществления оперативного контроля и регулирования сельскохозяйственного производства.

Организация диспетчерской службы позволяет значительно повысить производительность управленческого труда, расширить нормы управляемости и поднять эффективность управления. Она складывается из следующих элементов: диспетчерского персонала центрального диспетчерского пункта, диспетчерских постов в бригадах и фермах; комплекса технических средств управления (внутрипроизводственная радио- и телефонная связь, технологическая и документальная связь, средства наглядного отображения информации); применяемых методов централизованного оперативного управления.

Диспетчерская служба создается для выполнения следующих видов работ:

в области информационного обеспечения:

Сбор, хранение и обработка текущей оперативной информации о ходе производственных процессов во всех подразделениях хозяйства и представление соответствующих данных руководителям, главным специалистам хозяйства и сельскохозяйственным органам на уровне района;

Осуществление двусторонней оперативной связи руководителей и главных специалистов друг с другом, а также с руководителями и специалистами внутрихозяйственных производственных подразделений; передача всей командной информации, исходящей от руководителей, в первичные производственные подразделения;

Сбор различных вопросов и заявок, поступающих из структурных подразделений и адресованных руководителям хозяйства, а также руководителям отдельных функциональных подразделений;

Проведение диспетчерских совещаний по специально разработанному графику;

в области учета и контроля:

Контроль за выполнением всеми внутрихозяйственными подразделениями указаний и распоряжений руководителей хозяйства;

Контроль за выполнением рабочих планов, утвержденных всеми структурными подразделениями хозяйства, в том числе по таким параметрам, как сроки и объем намеченных работ, сдача продукции государству;

Контроль за своевременным выполнением всеми функциональными службами и различными внутрихозяйственными подразделениями запросов и заявок, переданных им из диспетчерской службы;

Контроль за работой машинно-тракторного парка;

в области оперативного распорядительства - оперативное управление производством, координация хозяйственной деятельности всех структурных подразделений хозяйства; устранение отклонений, возникающих в производственной деятельности;

в области организации и обслуживания производства:

Организация и проведение силами специальных звеньев (бригад и звеньев мастеров-наладчиков) своевременного технического обслуживания и аварийного ремонта сельскохозяйственных машин и механизмов;


Сбор заявок и контроль за внутрихозяйственным материально-техническим снабжением всех структурных подразделений, в том числе топливом и смазочными материалами, запасными частями и т. д. на основе соответствующих планов, разрабатываемых функциональными службами совместно с руководителями первичных структурных подразделений;

Организация централизованных внутрихозяйственных транспортных перевозок грузов и людей в соответствии с разработанными планами, а также по заявкам структурных подразделений.

Объем работ, выполняемых диспетчерской службой, может быть различен, особенно в части оперативного распорядительства. В последние годы в связи с расширением самостоятельности внутрихозяйственных подразделений многие виды работ по оперативному распорядительству переданы на более низкий уровень управления - управляющим, бригадирам, однако это не исключает необходимости координации работ с помощью оперативного управления в целом по предприятию.

Благодаря диспетчерской службе другие функциональные и линейные службы управления получают возможность решать задачи, связанные с долгосрочными перспективами развития хозяйства, заниматься решением таких кардинальных проблем, как совершенствование техники и технологии производства, организация труда, внедрение в производство новейших достижений науки и передового опыта.

Для решения вопросов оперативного управления аппарат диспетчерской службы должен обладать соответствующими знаниями. Деятельность диспетчера основывается на правильной оценке хода производства, умении предвидеть последствия отклонений от плана и наметить конкретные мероприятия, ведущие к устранению обнаруженных недостатков. Для этого диспетчерский аппарат помимо знания сельскохозяйственного производства должен обладать способностью к прогнозу и анализу, умением быстро ориентироваться в сложной, постоянно меняющейся производственной обстановке.

Структура диспетчерской службы определяется масштабами производства, его концентрацией, территориальным размещением, удаленностью производственных подразделений, содержанием и объемом выполняемых работ. В крупных сельскохозяйственных предприятиях оперативное управление осуществляется через центральный диспетчерский пульт и сеть диспетчерских пунктов при производственных подразделениях. В средних и небольших хозяйствах оно осуществляется через центральный диспетчерский пункт и диспетчерские посты в бригадах и фермах.

Руководит диспетчерской службой в хозяйствах главный (старший) диспетчер, выполняющий функции заместителя по оперативному управлению. На эту должность обычно назначают квалифицированных, опытных специалистов, имеющих практику руководства сельскохозяйственным производством. Главному диспетчеру подчиняются по оперативным вопросам все руководители подразделений основного и обслуживающего производств.

Сфера деятельности главного (старшего) диспетчера чрезвычайно разнообразна. Практика работы диспетчерской службы показала, что ему приходится решать вопросы, требующие самых разнообразных знаний.

Непосредственным помощником главного (старшего) диспетчера по оперативному управлению является диспетчер-оператор, обеспечивающий своевременное поступление, прием и обработку оперативной информации о ходе производственного процесса, подготовку ее для руководителей хозяйства и вышестоящих организаций.

В напряженные периоды сельскохозяйственных работ в штат диспетчерской службы вводится должность временного диспетчера-оператора для дежурства на диспетчерском пункте. Техник-радист осуществляет техническое обслуживание средств связи и несет ответственность за их исправность. Обязанности диспетчеров-информаторов в хозяйствах возлагаются по совместительству на бригадиров растениеводческих бригад, учетчиков молочно-товарных ферм, заведующих фермами, учетчиков транспортных бригад и автопарка, бригадира строительной бригады, начальников вспомогательных цехов.

Решающим фактором, обеспечивающим эффективность функционирования диспетчерской службы, является четко регламентированная деятельность ее работников на основе разработанных функциональных прав и обязанностей. Для достижения наибольшей эффективности работы диспетчерской службы работники предприятия обязаны придерживаться правил обмена служебной информацией, пользоваться средствами диспетчерской связи и соблюдать требования охраны труда, своевременно информировать диспетчерскую службу о результатах исполнения распоряжений, регламентированных сроками.

В работе диспетчерской службы большое значение имеют регламентация, порядок использования технических средств диспетчерской связи и сроки представления оперативной информации.

Организация и порядок работы диспетчерской службы в конкретном хозяйстве определяются соответствующими документами:

1. Положение о диспетчерской службе, в котором отражены ее задачи и место в структуре управления, штаты и должностные инструкции работников, организация диспетчерского учета, назначение и порядок заполнения его форм, графики выхода на связь информаторов отделений, порядок организации и проведения диспетчерских совещаний и т. д.

2. Распорядок работы диспетчерской службы, в котором определено по часам время приема информации от производственных участков, ее обработки и проведения диспетчерских совещаний.

Распорядок рабочего дня диспетчерской службы зависит от напряженности работы в хозяйстве и составляется на летний и зимний периоды.

Эффективность диспетчерской службы во многом определяется организацией ее работы. Важное значение при этом имеют диспетчерское совещание и диспетчерский наряд. В практике сложилась определенная система проведения диспетчерских совещаний и нарядов.

Технология проведения диспетчерского совещания. Проводится раз в неделю с 17 до 18 ч. Присутствуют: руководитель хозяйства, главный диспетчер, а также в зависимости от повестки дня главные и старшие специалисты.

Совещание проводится по следующему сценарию:

1. Рапорт главного диспетчера о ходе выполнения рабочих планов (заданий) за прошедшую неделю. Отмечают процент выполнения плана работ и наиболее крупные недостатки в организации труда, технологии и использовании техники (10-12 мин).

2. Отчеты управляющих отделениями, прораба и заведующего мастерскими о проделанной за неделю работе (только о недостатках, недоработках и невыполнениях) (2-3 мин на каждого).

3. Доклады главных специалистов (по 5-8 мин), которые должны состоять из трех частей: анализ хода работ за прошедшую неделю с выявлением недостатков и их причин; предложения по устранению недостатков; проекты рабочих планов, предварительно составленных совместно с управляющими по каждому отделению.

4. Замечания по рабочим планам.

5. Заключение директора или его заместителя по производству.

Технология проведения диспетчерского наряда. Проводится ежедневно с 18 до 18 ч 30 мин. 11рисутствуют: на центральном диспетчерском пункте - руководитель хозяйства, главный диспетчер, главные специалисты; на диспетчерском пункте отделений - управляющий, специалисты отделений, бригадиры и заведующие фермами.

План проведения диспетчерского наряда такой:

1. Перекличка присутствующих.

2. Рапорт главного диспетчера о ходе выполнения заданий за прошедший день. Отмечаются процент выполнения плана и при-чины простоев людей и техники в отделениях, указываются виновники (5-6 мин).

3. Короткие доклады (2-3 мин) главного агронома, главного инженера и главного зоотехника о нарушениях технологии в использовании техники. По желанию предоставляется слово и другим специалистам.

4. Управляющие отделениями анализируют причины допущенных срывов, простоев, предлагают план работ по отделению на следующий день в случае, если считают по какой-то причине необходимым отклониться от рабочего плана на неделю (2-3 мин).

5. Главный диспетчер распределяет автомобили и другую технику, которая находится у него в распоряжении, по предварительно полученным из отделений заявкам (1-2 мин).

6. Заключение директора хозяйства (3-4 мин). Проведение диспетчерских совещаний и диспетчерских нарядов

позволяет повысить эффективность оперативного управления, способствует реальности управления и дисциплинирует работников.

Быстрыми темпами осуществляется комплексная диспетчеризация сельского хозяйства на уровне района и области. Здесь в состав диспетчерских объектов кроме сельскохозяйственных предприятий включаются все взаимосвязанные с сельским хозяйством организации. Это позволяет оперативно решать многие вопросы, связанные с реализацией сельскохозяйственной продукции, снабжением и обслуживанием сельскохозяйственных предприятий. Кроме того, создание областных и районных диспетчерских систем и соединение их с вычислительными центрами позволяет осуществить постепенный переход к автоматизированным системам управления.

Основные положения

Основной целью строительства ЕАСДКиУ является сокращение бюджетных дотаций на оплату населением и предприятиями бюджетной сферы потребляемых энергоресурсов (тепла, воды и электроэнергии) за счет введения объективного учета потребления энергоресурсов.

Кроме того, Единая автоматизированная система диспетчерского контроля и управления городским хозяйством создается как инструмент для решения следующих задач:

Повышение качества оперативогного учета, планирования и распределения энергоресурсов в городе;

Улучшение системы контроля за использованием энергоресурсов города;

Построение единого информационно-телекоммуникационного пространства в интересах Комплекса городского хозяйства как составной части Общегородской информационной системы и объединения на его базе имеющихся информационных ресурсов;

Создание автоматизированной системы комплексной диспетчеризации инженерного оборудования зданий и сооружений;

Создание объективной системы расчетов между потребителями и поставщиками энергоресурсов.

Анализ состояния существующих автоматизированных систем диспетчерского управления инженерным оборудованием зданий и сооружений

Автоматизированная система диспетчерского управления (АСДУ) инженерным оборудованием зданий и сооружений является основным элементом нижнего уровня городской системы управления потреблением энергоресурсов (ГСУПЭ) и обеспечивает выполнение функций мониторинга инженерного оборудования зданий и сооружений.

В настоящий момент системы управления городского уровня отсутствуют.

Компания «Инфорт» предлагает рассмотреть возможность сотрудничества по вопросам создания автоматизированной системы управления. Произвести работы по замене существующего морально устаревшего оборудования ОДС, эксплуатируемого в диспетчерских жилищно-коммунальных управлений. Спроектировать и построить систему, при которой будет реализован сбор и обработку информации о расходе энергоносителей; сигнализация об аварийных состояниях инженерных систем, обеспечить создание диспетчерского CALL-центра с объектами управления, что, таким образом, позволит собирать низовую информацию, принимать оперативные и адекватные решения на местах и передавать соответствующую информацию по принадлежности.

Компания «Инфорт» обладает высокими компетенциями по созданию и защите территориально-распределенных систем и с радостью применит свои знания для повышения эффективности и безопасности систем управления городским хозяйством.

Первым шагом в вопросе возможного сотрудничества, предлагаем провести аудит всех инженерных систем с целью выявления потенциальных внешних и внутренних угроз и планирования работ для создания Единая автоматизированная система диспетчерского контроля и управления городским хозяйством.

Описание ЕАСДКиУ

Структура ЕАСДКиУ

Основными элементами ЕАСДКиУ являются:

  • распределенная информационная система диспетчерского контроля и управления жилищно-коммунальным хозяйством (РИС);
  • телекоммуникационная подсистема на базе, объединяющей элементы АСДУ;
  • информационно-расчетной подсистемы, обеспечивающей осуществление расчетов между субъектами жилищно-коммунального хозяйства.

ЕАСДКиУ строится в соответствии с требованиями семиуровневой эталонной модели взаимодействия открытых систем (ISO/OSI), обеспечивающей взаимодействие разнородных информационно-телекоммуникационных систем на базе стандартных интерфейсов и протоколов, удовлетворяющих международным рекомендациям.

Телекоммуникационная система ЕАСДКиУ должна обеспечивать выполнение следующих основных требований:

  • соответствовать иерархическому принципу построения информационной системы ЕАСДКиУ и обеспечивать необходимые интерфейсы и шлюзы к сетям другого функционального предназначения согласно проекту развития Общегородской информационной системы;
  • обеспечивать:

Оптимальную пропускную способность с возможностью ее расширения для каналов, соединяющих различные элементы ЕАСДКиУ в зависимости от решаемых задач и объема информационных потоков;

Синхронизацию распределенных баз данных ЕАСДКиУ;

Высокую степень живучести, защищенности, помехоустойчивости и надежности каналов связи с достаточной степенью резервирования;

Оптимальное сочетание различных протоколов передачи данных с гарантированной доставкой на каждом из иерархических уровней системы ЕАСДКиУ;

  • иметь развитые средства мониторинга и управления сетями;
  • предусматривать возможность круглосуточной непрерывной работы всех элементов системы ЕАСДКиУ.

Распределенная информационная система

Функции и состав РИС

РИС предназначена для выполнения следующих функций :

  • сбор информации о текущих значениях показателей измерительных устройств, входящих в состав домовой сети автоматизированной системы диспетчерского управления (АСДУ);
  • передачу значений технических характеристик, технологических параметров и состояния инженерных систем от домовых регистраторов к периферийным серверам базы данных;
  • дистанционное управление оборудованием;
  • автоматизированное управление параметрами инженерных систем;
  • накопление и хранение показаний приборов коммерческого учета расхода энергоресурсов;
  • обеспечение защиты передаваемой информации от возможности перехвата или искажения ее третьими лицами;
  • обслуживание запросов клиентов РИС, обращенных к базе данных;
  • обеспечение защиты информационных ресурсов РИС от возможности несанкционированного доступа.

Система представляет собой программно-аппаратный комплекс и состоит из следующих составляющих:

  • комплекса сбора первичной информации, состоящей из АСДУ инженерным оборудованием зданий и сооружений, которые представляют собой совокупность домовых сетей и должны взаимодействовать с остальными элементами РИС с помощью домовых регистраторов;
  • комплекса базы данных диспетчерского контроля и управления, который должен состоять из центрального сервера базы данных и периферийных серверов баз данных;
  • комплекса клиентов РИС - совокупность систем, авторизованных серверами базы данных РИС, которые должны выполнять приложения, которые обращаются с запросами к этой базе;
  • телекоммуникационной системы, объединяющей элементы РИС.

Топология и архитектура РИС

Топология РИС соответствует принципам построения централизованной системы, и ее архитектура удовлетворяет следующим требованиям.

РИС представляет собой 3-ступенчатую иерархическую структуру, у которой на верхнем уровне находится центральный сервер базы данных РИС, ниже находятся периферийные серверы базы данных, а на нижнем уровне - домовые регистраторы. Все остальные клиенты РИС взаимодействуют исключительно с ЦСБД. При этом клиенты РИС не имеют возможности изменять информацию, содержащуюся в базе данных ни на ЦСБД, ни на ПСБД.

РИС проектируется таким образом, что возникновение нескольких аварийных ситуаций не приводит к перегрузке системы. В случае выхода из строя линий связи и электропередачи, отдельные компоненты системы способны работать в автономном режиме независимо от остального оборудования системы.

РИС способна автоматически переконфигурировать свои структуры в случае выхода из строя отдельных компонентов ЕАСДКиУ.

Одновременно с этим, структура и топология РИС на телекоммуникационном уровне привязаны к архитектуре и отвечают определенным требованиям топологии. В частности, сеть доступа содержит узлы двух уровней: первичные и вторичные, на которых размещается оборудование, обслуживающее соответствующие уровни сети. При этом ни места размещения оборудования РИС, ни места размещения АРМ пользователей не привязаны к архитектуре.

На первичных узлах размещаются серверы базы данных и телекоммуникационное оборудование, обеспечивающее взаимодействие баз данных между собой по транспортной сети.

На вторичных узлах размещаются пункты сбора данных от "куста" домов и телекоммуникационное оборудование, обеспечивающее связь с сервером базы данных.

В домах размещаются домовые телекоммуникационные узлы, которые связывают оборудование домовой сети АСДУ с вторичными узлами.

Благодаря связи между серверами баз данных и клиентами РИС по транспортной сети образуется распределенная городская база данных, которая достаточно легко должна решить вопросы защиты баз данных от катастрофических воздействий как природного, так и антропогенного происхождения.

Обмен данными на всех уровнях взаимодействия с каналообразующим оборудованием сети осуществляется с помощью открытых протоколов, снабженных элементами криптозащиты от несанкционированного доступа к информации.

Телекоммуникационная система

Телекоммуникационная система ЕАСДКиУ служит для объединения всех ее элементов и содержит два уровня: транспортная сеть и сеть доступа.

Транспортная сеть строится на основе единой волоконно-оптической кабельной магистральной сети с использованием цифрового волоконно-оптического оборудования, соответствующего последним европейским стандартам и предназначена для высококачественной передачи цифровых потоков к узлам транспортной сети.

Сеть доступа осуществляет доведение цифровых потоков до абонентов. Особенностью этой сети является то, что она строится как многофункциональная широкополосная сеть, потенциально способная обеспечить предоставление пользователю широкого спектра телекоммуникационных услуг.

Автоматизированная система диспетчерского управления

Предпосылки создания концепции

В комплекс систем инженерного обеспечения объектов входят системы энергоснабжения, системы вентиляции, кондиционирования (в том числе технологического), системы противопожарной защиты. Инженерные системы в принципе требуют высококвалифицированного сервиса.

При автоматизации инженерных систем, очевидно, что необходима единая система мониторинга и управления всем инженерным комплексом. Во-первых, любое оборудование может выйти из строя, и, следовательно, потребуется время на его восстановление. Кроме того, необходимо не только сократить время реакции на возникающие инциденты, но и иметь возможность предупреждать сбои и отказы в работе систем, всегда знать, что происходит с оборудованием на объекте и получать упреждающие сообщения.

Ранее ситуация обстояла так: реакция происходила только после серии звонков с объекта или, что еще хуже, звонки поступали уже после ряда некомпетентных действий обслуживающего персонала, которые впоследствии приводили к серьезным проблемам с оборудованием. Вторая важная предпосылка внедрения системы контроля - невозможность приставить к каждому виду оборудования соответствующего специалиста: обеспечить присутствие высококвалифицированного электрика, кондиционерщика или иного сервисного служащего, особенно, если эти объекты находятся в удаленных точках страны.

Система мониторинга - второй компонент, осуществляет регистрацию информации о состоянии объекта и оборудования и представляет ее в удобном для оператора виде. Основной функционал системы - контроль и мониторинг работы всех инженерных систем, расположенных на объектах.

В качестве системы мониторинга может выступать любая SCADA-система, объединенная с системой технического обслуживания и ремонта.

Состав АСДУ

Автоматизированная система диспетчерского управления (АСДУ) инженерным оборудованием зданий и сооружений объединяет здания в пределах одного ГРЭП и обеспечивает выполнение следующих функций:

Накопление, хранение и передача на вышестоящий уровень (на сервер доступа) показаний приборов коммерческого учета расхода энергоресурсов;

Контроль инженерного оборудования зданий и сооружений;

Дистанционное управление оборудованием инженерных систем;

Автоматизированное управление параметрами инженерных систем.

АСДУ состоит из автоматизированного рабочего места (АРМ) пункта управления диспетчерской и оборудования домовой сети.

Оборудование домовой сети АСДУ предназначено для сбора, обработки и передачи по сети информации о состоянии инженерного оборудования здания и содержит концентраторы и домовой регистратор, объединенные домовой сетью.

Концентраторы служат для сбора информации с первичных измерительных преобразователей (датчиков) и управления исполнительными устройствами и размещаются в местах компактного расположения датчиков (домовой тепловой пункт, электрощитовая, машинное помещение лифта, чердак, подвал, подъезд жилого дома без лифта). Существует соответственно четыре типа концентраторов.

Концентратор для электрощитовой обеспечивает возможность подключения автоматизированной системы коммерческого учета квартирного потребления электроэнергии (АСКУЭ БП) по силовой сети.

Дуплексную громкоговорящую связь диспетчера с помещениями осуществляют с помощью переговорных устройств, которые подключаются к концентраторам. Вызов диспетчера из помещений осуществляется нажатием соответствующей кнопки на переговорном устройстве. Кроме того, через переговорное устройство по команде диспетчера может быть открыт электромеханический замок.

Домовой регистратор предназначен для управления оборудованием домовой сети и его связи с сервером доступа ЕАСДКиУ и обеспечивает функционирование домового уровня ЕАСДКиУ.

Домовые регистраторы, модемы и концентраторы монтируются в запираемых металлических шкафах в помещениях, обеспечивающих их сохранность. Помещение, где монтируется оборудование АСДУ, снабжается средствами, исключающими несанкционированный доступ (замок и датчики контроля несанкционированного доступа).

Оборудование домовой сети АСДУ выполнено в антивандальном исполнении, максимально затрудняющем его несанкционированное вскрытие.

В оборудовании домовой сети АСДУ предусмотрены меры защиты от актов саботажа в виде попыток вскрытия системы кодирования информации, фальсификации информации об оплате и о пользовании услугами.

В информационном плане АСДУ состоит из следующих подсистем.

1. Подсистема контроля инженерного оборудования , которая индицирует текущее состояние инженерного оборудования, сигнализирует о его внештатном состоянии и характеризует качество предоставляемых услуг (энергоресурсов).

Контроль наличия фаз во ВРУ электрощитовой.

Центральное отопление и горячее водоснабжение:

Расход воды в прямом и обратном трубопроводах;

Температура в прямом и обратном трубопроводах;

Температура наружного воздуха;

Давление в прямом и обратном трубопроводах;

Автоматизированное телеуправление расходом тепла и горячей воды.

Холодное водоснабжение:

Давление;

Расход холодной воды;

Состояние циркуляционных насосов;

Автоматизированное телеуправление расходом холодной воды (подкачивающий насос холодной воды).

Контроль состояния лифтов:

Параметры согласно перечню сигналов, контролируемых оборудованием АОЗТ "МОСОТИС";

Авария лифта (обобщенный параметр по результатам самоконтроля станции управления).

Дуплексная громкоговорящая связь диспетчера (одновременно способна решать задачи подъездного домофона) с:

Электрощитовыми;

Тепловыми узлами;

Кабинами и машинными помещениями лифтов;

Помещениями для дежурной смены ГРЭП;

Входной дверью в диспетчерский пункт;

Помещениями консьержек или входом в подъезд;

Дистанционное управление входной дверью в диспетчерскую.

Дистанционное включение освещения в подъездах домов, перед дверями подъездов и дворового освещения.

Контроль и дистанционное управление пуском дренажных насосов канализации.

2. Подсистема коммерческого учета энергоресурсов , которая обеспечивает сбор информации о домовом потреблении. (Оборудование АСДУ позволяет с помощью простейших счетчиков вести учет потребления энергоресурсов по любому количеству тарифов.)

Электроэнергии:

На нужды дома;

Лифтовым хозяйством дома;

Суммарное потребление жилого сектора.

На центральное отопление;

На горячее водоснабжение.

Горячей воды.

Холодной воды.

3. Подсистема контроля доступа в технические помещения , которая обеспечивает физическую сохранность оборудования АСДУ, сигнализируя о проникновении во все технические помещения (чердаки, на крыши, подвалы, машинные помещения лифта, вентиляционные помещения, электрощитовые, помещения ГРЭП и т.д.).

Кроме того, эта подсистема обеспечивает дополнительную сохранность оборудования АСДУ путем сигнализации о вскрытии запираемых металлических шкафов, в которых монтируется оборудование.

4. Подсистема пожарной, газовой и аварийной безопасности , которая сигнализирует о состоянии датчиков соответствующих подсистем во всех технических помещениях и узлах, в том числе:

Пожарная сигнализация;

Контроль состояния домовой системы пожарной сигнализации и дымоудаления;

Контроль температуры окружающего воздуха;

Контроль состояния вентиляции (приточная или вытяжная);

Сигнализация о загазованности подвальных помещений;

Сигнализация о затоплении подвальных помещений

Комплекс диспетчеризации лифтов

Существует комплекс для диспетчеризации лифтового и коммунального хозяйства города . В соответствии с мировыми тенденциями для связи с ЕАСДКиУ используются беспроводные каноны GSM телефонии , что позволило решить основные задачи:

  • свести количество диспетчерских пультов к одному на весь город , закрепив за каждым диспетчером до 400 лифтов;
  • избавиться от большого количества дорогих и ненадежных кабельных соединений ;
  • наравне с подключением к ЕАСДКиУ недиспетчеризированных лифтов, аппаратура может применяться для замены устаревших систем диспетчеризации ;
  • за счет простоты освоения основных принципов работы с оборудованием уменьшить влияние того факта, что на начальном этапе внедрения аппаратуры отсутствует требуемая квалификация персонала

Кроме всего перечисленного, система идеально подходит для быстрой диспетчеризации лифтов по отдельным хозяйственным договорам, по 2-3 подъезда, а также для подключения к ЕАСДКиУ отдельно стоящих домов, подведение проводных коммуникаций к которым затруднено по объективным причинам.

Комплекс диспетчеризации лифтов может состоять из двух основных неотделимых модулей:

  • станций диспетчеризации, которые устанавливаются на каждом контролируемом лифте и
  • комплекса программного обеспечения диспетчера, с помощью которого производится диагностика и управление состоянием лифта.

К станции управления лифтом подключается одна станция диспетчеризации с использованием всего 12-15 проводников длиной 2-3 м. В помещении ЕДЦ каждый диспетчер работает на своем компьютере, к которому подключен GSM модем.

Основные возможности:

  • Авторизация пользователей.
  • Отображение объектов.
  • Отображение списка каналов, принадлежащие выбранному объекту.
  • Отображение местоположения объектов на карте.
  • Отображение графиков изменения значений аналоговых каналов.
  • Отображение графиков объекта, отображение графиков аналоговых каналов, выбранных для показа.
  • Управление пользователями.
  • Управление подразделениями.
  • Управление параметрами настройки.
  • Конфигурация отчётов.
  • Добавление объектов.
  • Изменение объектов.
  • Удаление объектов.
  • Поиск объектов.
  • Просмотр журнала пользовательских событий.
  • Просмотр журнала обновления объектов.
  • Просмотр журнала сервисных событий, добавление, изменение, сохранение, сервисных событий.
  • Просмотр, добавление, изменение, удаление паспорта объекта.
  • Сдача смены.
  • Добавление объектов в расписание опроса станций, в выбранный день недели и заранее определённое время.
  • Управление расписанием опроса станций.
  • Отправка SMS на объект.
  • Отправка команды на станцию.
  • Управление станциями(объектами).
  • Справка о программе с возможностью сохранения в виде файла, а так же общая информация о компании и продукте.

Работа ЕАСДКиУ

Например, в РУВД поступит информация о попытках проникновения в технические помещения зданий и сооружений и одновременно диспетчер АСДУ по наложенному каналу связи устанавливает голосовую связь с дежурным районного отдела милиции

Аналогично построена система противопожарной безопасности технических помещений. Информация о возгораниях в любых местах, снабженных пожарными датчиками, поступит на монитор АРМ ГРЭП и одновременно в районную пожарную часть.

Информация о затоплении остается на уровне ГРЭП, так как подобные неисправности устраняются силами ГРЭП. Но при необходимости, эта информация может быть передана на верхние уровни для сбора статистики происшествий в структурах района, округа или города. Например, в Водоканал поступит информация о расходе холодной воды и давлении на вводе дома, а в аварийную службу Водоканала - информация о падении давления на вводе дома и о затоплении подвальных помещений.

В "Ленэнерго" поступит информация о показаниях домовых счетчиков, показаниях напряжения по фазам, а в аварийную службу "Ленэнерго" - информация о пропадании фаз.

Таким образом, мы видим, что ЕАСДКиУ является не только диспетчером сети уровня АРМ ГРЭП, но и одновременно является администратором всей транспортной сети - распределяет информацию в обобщенном (требуемом) виде всем вышестоящим организациям. Однако в случае необходимости, оператор вышестоящей организации может затребовать любую информацию нижнего уровня.

ЕАСДКиУ позволит Комплексу городского хозяйства контролировать деятельность коммунальных служб, начиная от ГРЭП и ДЕЗ, и поставщиков коммунальных услуг.

Для этого во все управления Комплекса городского хозяйства, в префектуры города должен поступать объем информации, необходимый и достаточный для контроля на соответствующих уровнях. Эта информация может поступать в обобщенном виде или в реальном масштабе времени. Вообще, вопрос о том, какими функциями наделять ЕАСДКиУ, следует решать совместно со службами, которые будут контролировать работу Комплекса городского хозяйства..

Пути развития системы

ЕАСДКиУ содержит большие возможности для дальнейшего развития.

1. Может быть развернута новая общегородская служба связи - видеоконференцсвязь между структурами города на любом уровне: Управления КГХ, Мэрия - префектуры, префектуры - префектуры, префектуры - территориальные управления и т.д.

2. ЕАСДКиУ может быть использована для создания автоматизированных систем управления жизнеобеспечением города, например, городскими потоками энергоресурсов (электроэнергии, воды, тепла, газа), мониторинга окружающей среды и т.д.

3. Следующим шагом в использовании уникальных свойств ЕАСДКиУ для управления системами городского хозяйства явится переход от сбора и учета информации о домовом потреблении энергоресурсов к созданию автоматизированной системы сбора и учета коммунальных услуг, потребляемых каждым квартиросъемщиком, и диспетчеризации квартирного инженерного оборудования. Эта подсистема будет базироваться на инфраструктуре АСДУ, реализовывать алгоритмы диагностирования состояния и управления квартирным инженерным оборудованием и позволит снабдить индивидуального абонента компьютеризированными системами охранной и пожарной сигнализации и контроля доступа, начиная с простейшего подъездного домофона и заканчивая системами телевизионного наблюдения. Отображение информации о состоянии инженерного оборудования квартир будет осуществляться в диспетчерских нижнего уровня. Внедрение системы квартирного учета и контроля энергоресурсов позволит потребителю платить только за то, что он употребил и не оплачивать непроизводительные потери при транспортировке энергоресурсов от производителя до потребителя.

Наши клиенты

ПО ведения мнемосхемы и электронного журнала энергетического объекта

Диспетчерская информационная система - составная часть программного комплекса Модус.Она основана на приложении ведение мнемосхемы и электронного журнала диспетчера.

ПО ведения мнемосхемы и электронного журнала, вместе с совокупностью расширений, описаннных в разделах Интеграция с базами данных, Работа с данными телемеханики и другими расширениями, составляет Диспетчерскую информациионную систему .

Работа программы основана на ведении оператором оперативной схемы энергообъекта, представленной в графическом виде(мнемосхемы). Оператор вносит в схему изменения в соответствии с изменением состояния энергообъекта. Имеется возможность подключения системы сбора телеметрической информации, а также системы телеуправления, в этом случае программа приобретает возможности, описанные в разделе Работа с данными телемеханики .

Электронный журнал заполняется автоматически в соответствии с изменениями оперативной схемы.
ПО ориентирована на ведение схем любого уровня - ПЭС, РЭС, городских электрических сетей, схем электроснабжения промышленных предприятий, энергосистем, подстанций, электрических схем станций, аппаратуры релейной защиты и автоматики, устройств СДТУ.
Особую пользу ПО приносит на тех предприятиях, где имеются большие схемы электроснабжения при относительно небольшом количестве телемеханики. В первую очередь это городские сети, распредсети, промышленные предприятия.

Раннее это приложение называлось Электронный журнал, а до этого Оперативный журнал. В настоящее время эти названия не используются, так как они не совсем точно передают основное назначение программы.

ПО ведения мнемосхемы

Основные возможности:

  • Позволяет вести учет переключений как на первичной (коммутационные аппараты), так и на вторичной (состояние релейных защит и автоматики) схемах;
  • Обеспечивает проверку допустимости выполнения операций на основе правил переключений в электроустановках;
  • Позволяет вести переключения по бланкам или программам переключений, либо пооперационно;
  • Позволяет вести учет местонахождения ОВБ, ремонтных бригад, участков проведения ремонтных работ, мест аварий, установленных переносных защитных заземлений;
  • Позволяет вести энергообъектов на схемах
  • Имеет развитые средства печати состояний схемы (нормальное, оперативное, на заданный момент времени), обеспечивает поиск и выделение элементов схемы на схеме по ряду критериев;
  • Обеспечивает печать Электронного журнала, формирование отчетов по имеющимся в нем данным.

Сервисные функции журнала

  • Примеры выборок по журналу:
     - с момента регистрации оператора в системе;
     - с предыдущей регистрации оператора в системе;
     - изменения оперативной схемы за указанный период времени;
     - связанных с отличием оперативной схемы от нормальной;
     - аварийные переключения;
     - установленные/снятые переносные заземления, включенные/отключенные ЗН.
  • Отображение обесточенных и заземленных участков
  • Экспорт выборок в виде файлов.
  • Быстрый переход между записями в журнале, элементами схемы и пунктами в бланках переключений.
  • Показ отклонений состояния оперативной схемы от нормальной схемы и от состояния на момент последней сдачи смены.
  • Печать и отображение мнемосхем объекта
  • В состоянии на указанный момент времени
  • В текущем состоянии оперативной схемы
  • В нормальном состоянии схемы
  • Отображение оборудования неисправного, обесточенного, отшинованного, неиспользуемого и т.д.
  • Отображение цепочек кабельных и воздушных линий и ТП, входящих в состав фидера
  • Отображение во всплывающей подсказке ПС, питающего центра и РП от которого питается фидер
  • Диагностика некорректно запитанных фидеров
  • Возможность просмотра текущего состояния схемы и журнала другими пользователями в сети.

Сервисные функции схемы

  • Отображение результата выборки непосредственно на схеме.
  • Просмотр данных связанных с элементами схемы (например, паспортных или расчетных данных) из баз данных имеющихся у заказчика. Стандартный механизм для подключения таких баз встроен в ПО.
  • Настройка отображения схемы «на лету» (без перерисовки) в соответствии с принятым на предприятии стандартами или предпочтениями оператора.
  • Автоматическая расстановка направлений линий от питающего центра к потребителю
  • Автоматическое формирование и подсветка нормального (по нормальным токоразделам) и текущего (на определенный момент времени) фидеров.
  • В комплексе предусмотрена многостраничная система переходов от общей схемы сети до географической карты местности.

Выполняемые организационныые и технологические задачи:

  • Утверждение нормальной схемы и допуск пользователей к работе.
  • Прием (сдача) смены оперативным персоналом объекта, передача информации по смене.
  • Ведение оперативной схемы, ведение электронного журнала.
  • Использование системы подготовки и фиксации исполнения типовых и разовых бланков переключений и программ переключений.
  • Ведение списка текущих задач.

Виды записей в журнале

    Действия с объектами - фиксация переключений, установки снятия оперативного тока/блокировок, установка снятие защит и т.д.

    Квитирование телесигналов и сообщений о превышении значений установок.

    Проверочные действия, результаты обходов и осмотров.

    Переговоры между оперативным персоналом, распоряжения.

    Расстановка и учет выездных и ремонтных бригад по пунктам назначения.

    Установка/снятие мобильных элементов- переносное заземление, плакат, запетление и т.п.

  • Пометка мест аварии.

Редактор оперативных задач

В составе ПО ведения мнемосхемы и электронного журнала реализована программа «Редактор оперативных задач». Она предназначена для контроля за состоянием оперативных задач на рабочем месте диспетчера.

ПО позволяет:

    Cоставление оперативных задач посредством выполнения операций на электронном макете энергообъекта.

    Проверка оперативной задачи по мнемосхеме (макету) с контролем правильности выполнения операций:

      включение заземляющих ножей под напряжением;

      отключение разъединителей под нагрузкой;

      контроль оперативной блокировки;

      показ на схеме пунктиром отключенных электрических участков схемы и т.д..

    Отметки выполнения операций в оперативных задачах, чем обеспечивается контроль за реальным состоянием активных оперативных задач.

    Быстрый доступ и переключение между активными задачами.

    Сохранение активной задачи в файл и загрузка из файла в актуальном состоянии.

    Возможность просмотра мнемосхем энергообъектов.

    Возможность печати оперативной задачи в виде бланка переключений стандартной формы.

    Составление обычных бланков переключений и работа с ними.

    Подготовка и хранение базы данных типовых бланков переключений.

    Проверка возможности выполнения типового бланка переключений в текущем состоянии схемы энергообъекта.

    Создание обычных бланков переключений на основе типовых бланков в электронном виде и работа по ним.

В программе предусмотрен контроль за состоянием нескольких одновременно исполняемых оперативных задач. Диспетчер может переключаться между ними в окне списка оперативных задач. Редактор оперативных задач интегрирован с приложением ПО Ведения мнемосхемы и Электронного журнала.

Дополнительные журналы в составе ДИС

Начиная с версии 5.20 в состав ДИС входят ряд дополнительных журналов:

  • Изменения источника питания потребителей,
  • Технологических нарушений,
  • Заявок потребителей,
  • Дефектов оборудования..

Данные дополнительных журналов хранятся в БД ЭЖ и содержат информацию параметрах и времени события, энергообъекте, пояснительную часть, данные о лице, внесшего запись:
Разработанные журналы полностью интегрированы с электрической схемой. Обеспечен автоматический переход от записи журнала к элементу схемы и обратно. Также возможна работа журналов без схемы.
Все журналы позволяют формировать отчеты в формате Word

Журнал изменений источников питания
Журнал изменений источников питания позволяет вести учет изменения энергоснабжения потребителей.

Форма журнала изменения источников питания

Журнал регистрации технологических нарушений
В журнале технологических нарушений (ТН) регистрируются:

  • Время возникновение ТН
  • Объект возникновения ТН
  • Количество обесточенных ТП, ПС, объектов здравоохранения, теплоснабжения
  • Отключенная мощность
  • Время устранения ТН ввода в работу объект

Данные отчета об обесточенных абонентах формируются автоматически на основе заранее подготовленных справочников абонентов и анализа текущей конфигурации сети.

Форма журнала технологических нарушений

Форма записи журнала технологических нарушений

Журнал заявок потребителей о нарушении электроснабжения.
Для организации процесса регистрации заявок потребителей в ДИС разработан соответствующий модуль, позволяющий фиксировать информацию о полной или частичной потере электроснабжения, используя сформированные на предприятиях корпоративные информационные системы.

Форма журнала заявок потребителей

Форма записи журнала заявок потребителей

Журнал дефектов и неполадок с оборудованием и ход их устранения
Разработан модуль регистрации дефектов и неполадок с оборудованием, полностью интегрированный с электрической схемой. При этом обеспечен автоматический переход от записи к элементу схемы и обратно.
Модуль обеспечивает возможность выборки записей по:

  • планируемой дате устранения дефекта (с указанием конкретной даты либо с указанием периода),
  • подразделению, ответственному за устранение дефекта,
  • всем не устранённым дефектам, дефектам, срок устранения которых истек;

Модуль позволяет переносить сроки устранения дефекта.

Форма журнала дефектов

Форма записи журнала дефектов

Безопасность и юридические аспекты

Все изменения в журнал заносятся от имени диспетчера, заступившего на смену. Подделка и изменение задним числом записей в электронном журнале исключены. Для страховки от сбоев ПО возможно ведение твердой копии (печать) одновременно с занесением записей в журнал.

Подключение телесигнализации / телеуправления

Диспетчерскую информационную систему можно рассматривать как составную часть ОИК (верхний уровень), в котором реализована поддержка оперативных переключений и имеются широкие возможности интеграции.

В программное обеспечение встроена возможность приема телеинформации и телеизмерений, а также телеуправления энергетическими объектами через индустриальный программный интерфейс OPC. Этот программный интерфейс поддерживается многими современными комплексами телемеханики, а также системами ОИК/SCADA.

Обмен такими комплексами осуществляется без дополнительного программирования. В случае использования информации с систем, не поддерживающих OPC, стыковка может быть осуществлена на договорной основе силами разработчиков Модус либо другой подрядной организации (оптимильным обычно является разработка соответствующего ОРС-сервера).

Таким образом, программный комплекс можно рассматривать как составную часть ОИК(верхний уровень), в котором реализована поддержка оперативных переключений.

Автоматизированная система диспетчерского управления (АСДУ) ЕЭС представляет собой иерархически построенную человеко-машинную систему, обеспечивающую по всей территории, охватываемой электрическими сетями, сбор, преобразование, передачу, переработку и отображение информации о состоянии и режиме энергосистемы, формирование на основе собранной информации, передачу и реализацию управляющих команд с целью выполнения системой (за счет располагаемых средств) функций надежного и экономичного снабжения электрической и тепловой энергией требуемого качества всех ее потребителей .

АСДУ включает в себя:

· управляющие вычислительные центры (УВЦ) в ЦДУ ЕЭС, ОДУ ОЭС, ЦДС ЭЭС, диспетчерские пункты (ДП) предприятий электрических сетей (ПЭС);

· автоматизированные системы управления технологическими процессами (АСУТП) электростанций, энергоблоков электростанций и подстанций;

· централизованные и локальные системы автоматического регулирования и управления.

Все элементы АСДУ ЕЭС объединяет единая первичная сеть сбора и передачи оперативной информации и управляющих команд.

Основной составляющей АСДУ в УВЦ являются оперативные информационно-управляющие комплексы (ОИУК), с помощью которых диспетчерский персонал ЦДУ, ОДУ и ЦДС осуществляет: контроль за текущим состоянием управляемой энергосистемы (схемой, режимами и средствами управления), ретроспективный анализ происшедших событий, оценку перспективных режимов. Используя информацию о текущем и перспективном состоянии ЭЭС, графиках нагрузки, планах проведения ремонтных работ по оперативным заявкам с учетом указаний и рекомендаций диспетчерских инструкций и директивных материалов, диспетчерский персонал обеспечивает:

· выработку воздействий на управляемые объекты (регулирование режима ЭЭС по активной и реактивной мощности, включая регулирование графиков нагрузки электростанций);

· вывод оборудования и средств автоматического и оперативного управления в ремонт и ввод их в работу после ремонта;



· ввод в работу нового оборудования и средств управления;

· изменение схемы контролируемой сети;

· ликвидацию аварийных ситуаций и восстановление нормального режима работы ЭЭС;

· ведение оперативной отчетности;

· передачу оперативной информации.

Управляющие воздействия передаются диспетчерским персоналом ЦДУ, ОДУ, ЦДС на оперативно подчиненные объекты через диспетчерский персонал этих объектов или непосредственно на АСУТП и системы автоматического регулирования и управления энергообъектами с помощью устройств телеуправления. Управляющие воздействия обеспечивают изменение:

· схемы электрической сети;

· состава оборудования электростанций и подстанций;

· алгоритмов и параметров настройки средств автоматического и оперативного управления;

· устройств автоматики;

· нагрузки агрегатов электростанций;

· нагрузки потребителей;

· напряжений в контрольных точках электрической сети (посредством воздействия на возбуждение синхронных машин, включения или отключения устройств компенсации реактивной мощности, переключения анцапф трансформаторов).

Все задачи управления, которые обеспечивают формирование управляющих решений, делятся на оптимизационные и оценочные. Решение оптимизационных задач достигается при удовлетворении какого-либо критерия оптимизации, а оценочных задач - при удовлетворении соответствующих уравнений состояния объекта.

Основной задачей управления ЕЭС является надежное снабжение электрической и тепловой энергией требуемого качества при минимальных затратах на ее производство, преобразование, передачу и распределение, поэтому основным критерием при выработке управляющих решений на всех уровнях иерархии управления ЕЭС, когда это возможно, используется минимум затрат в течение рассматриваемого периода времени. Хозяйственная самостоятельность отдельных территорий, охватываемых сетями ЕЭС, может приводить к тому, что критерии управления для различных частей ЕЭС (ОЭС, ЭЭС) окажутся разными и потребуется их взаимное согласование с использованием специальных алгоритмов. При формировании и решении задач в АСДУ необходимо обеспечить требования по качеству электрической и тепловой энергии и по надежности электроснабжения и теплоснабжения потребителей.

Информационное обеспечение АСДУ состоит из следующей информации:

· прогноза метеорологической обстановки - для повышения точности прогнозирования нагрузки и вероятностей отказов оборудования;

· маневренных характеристик агрегатов и электростанций - для расчета их располагаемой и рабочей мощности и состава работающего и резервного оборудования на них;

· отказов основного оборудования ЕЭС - для расчета и прогнозирования его показателей надежности;

· качества топлива, которое поставляется на ТЭС;

· состояния основного оборудования (генераторов, ЛЭП, трансформаторов и др.) - для принятия решения о времени вывода его в ремонт (определяется заблаговременно в процессе его диагностики);

· фактически обеспечиваемой надежности электроснабжения и теплоснабжения потребителей - для выбора оптимальных способов ее повышения;

· прогноза притока воды в водохранилища ГЭС - для оптимизации выработки электроэнергии на ГЭС.

Необходимая информация поступает извне или вырабатывается внутри ЕЭС в процессе управления. В процессе управления наибольшие объемы информации вырабатываются и используются в темпе процесса производства, передачи и распределения электроэнергии. Разные управляемые процессы изменяются по-разному: быстро, недостаточно быстро и медленно, соответственно и задержки в реализации управляющих воздействий будут различные, различным будет и время получения и использования информации.

Информация, которая обеспечивается средствами телемеханики, называется телемеханической . Рассмотрим примерные допустимые диапазоны ее задержки при передаче от объектов управления в центр управления (контрольная информация) и обратно (командная информация):

· информация для автоматических противоаварийных систем (телеотключение) - десятки миллисекунд;

· телесигнализация положения выключателей и разъединителей - секунды;

· телеизмерения контролируемых параметров (мгновенные значения) - единицы и десятки секунд;

· телеизмерения, телерасчет (интегральные значения) - несколько десятков секунд;

· телеизмерения и телекоманды для систем автоматического регулирования - до 1 с;

· телеуправление (ТУ) - несколько секунд;

· ответная телесигнализация (после ТУ) - до 10 с;

· межуровневый машинный обмен между информационными базами данных ЭВМ ОИУК - несколько минут;

· диспетчерская ведомость по производству и потреблению энергии - 1 раз в час.

Качество телемеханической информации определяется погрешностью (классом точности) всех устройств, входящих в цепочку передачи информации, и лежит в пределах от долей процента до нескольких процентов.

Кроме того, существенное влияние на качество телеинформации оказывает запаздывание телепередачи. Чтобы уменьшить это запаздывание, приходится увеличивать частоту производимых измерений и скорость передачи информации, что требует расширения каналов связи и увеличения их стоимости. Применение существующих каналов связи без их расширения требует использования методов сжатия информации, адаптивных алгоритмов передачи сообщений, системы приоритетов и т. п.

В данной статье рассмотрен положительный эффект от внедрения ГОДС ЖКХ в аспекте повышения энергетической эффективности МО.
Оценки об износе основных фондов в системе ЖКХ разнятся. Премьер министр Владимир Путин недавно озвучил цифру 50%.
Некоторые эксперты говорят о 70-80%. А это значит, что энергетическая эффективность будет снижаться, а количество техногенных аварий и соответственно потерь будет только увеличиваться.
Конечно от внедрения энергосберегающих лампочек или автоматизированных систем учета потребления энергоресурсов(счетчиков) эффект можно посчитать сразу же. Но есть технологии, которые позволят сделать вывод, в том числе нужно ли было менять лампочки? Часто предупредить, а в случае появления аварийной ситуации минимизировать потери от происшедшего инцидента.
Энергосбережение начинается там, где начинается учет, причем учет автоматический, как наиболее полный, точный и оперативный, позволяющий управлять процессом в диспетчерском режиме, проводить наиболее актуальные энергосберегающие мероприятия, контролировать соблюдение технологической и трудовой дисциплины.
Энергетическая эффективность муниципального образования, а следовательно и экономический эффект достигается за счет формализации и стандартизации процессов и их прозрачности, не дублирования информации, усиления функции контроля над организационными и техническими процессами, увеличения скорости и качества принимаемых решений, снижения нагрузки на персонал.
Из этого следует, что точность, быстрота и координированность зависят от того насколько конкретно и четко прописаны регламенты взаимодействия служб города при возникновении аварийной ситуации.
В снижении вероятности их появления, а также минимизации потерь при их локализации и ликвидации большую роль играют объединенные диспетчерские службы. Аварийные ситуации требуют от всех задействованных подразделений и служб предельно быстрых, точных и скоординированных действий. Но и в режиме текущей деятельности какие инструменты можно использовать, чтобы в режиме реального времени видеть происходящие процессы в разнообразных системах жизнеобеспечения города?
Уверен, многие понимают, что этого можно добиться внедряя автоматизированные информационные системы. Реализованный на территории МО совсем маленький элемент управления в сфере ЖКХ, объединенная диспетчерская служба вооруженная автоматизированной информационной системой (АИС ГОДС) дает кумулятивный эффект по повышению энергетической эффективности муниципального образования и безопасности жизнедеятельности населения проживающего в данном городе или поселении. А это затрагивает все сферы жизни муниципального образования, в том числе возможные энергетические потери и повторюсь возможности по их минимизации.
Единая информационная платформа для всех предприятий сферы ЖКХ и жителей, оптимизирующая и автоматизирующая процесс сбора данных о предоставляемых потребителям жилищно-коммунальных услугах и поставленных ресурсах, обеспечивает последующее обобщение и анализ этой информации, а также формирует отчеты для всех заинтересованных органов управления и контроля, начиная от жилищной инспекции и руководства жилищно-коммунального комплекса до городских властей и жителей.
После появления этого элемента в системе управления городским хозяйством, только за счет проведения организационных мероприятий, не требующих финансовых затрат, в отработке механизмов и алгоритмов взаимодействия городских служб администрацией города, утверждение "Регламента взаимодействия", сэкономит не мало нервов и финансовых ресурсов при возникновении нештатной или аварийной ситуации в системах жизнеобеспечения города.
Экономический эффект от внедрения автоматизированной информационной системы зависит от специфики каждого конкретного муниципального образования и, конечно, от тех мер, которые принимаются на основании получаемой информации. Чем выше энергоемкость производства (например в ЖКХ), тем больше неучтенных потерь, а значит тем ощутимее суммарный эффект от внедрения автоматизированной информационной системы, решающей проблемы и повышения энергоэффективности и социальные и экономические и и др.
Даже в городах с развитой инфраструктурой отсутствие взаимодействия служб может привести к панике, потерях времени на локализацию и устранение, а значит и увеличению финансовых потерь. Примеров много…
Автоматизированная информационная система являющаяся важнейшим элементом работающей объединенной диспетчерской службы не только гасит резкий всплеск количества обращений потребителей ЖК услуг, но и заполняет существующий сегодня информационный вакуум в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
К сожалению ни в Государственной программе Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» ни тем более разрабатывая различные Программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности" администрациями муниципальных образований не учитывается, как один из путей повышения энергетической эффективности, возможность внедрения на территории муниципального образования объединенной диспетчерской службы с автоматизацией её работы за счет использования специального программного обеспечения.
Учитывая низкие совокупные капитальные вложения, при внедрении проекта, необходимо, кроме популяризации, дополнять Программы разрабатываемые администрациями МО обязательным условием создавать ГОДС ЖКХ, обязательно комплектуя создаваемую службу автоматизированной информационной системой.


Факторы влияющие на повышение или снижение энергоэффективности муниципального образования

Фактор

Любое МО РФ

МО с ГОДС ЖКХ и АИС

Возможность контроля состояния жилого фонда в режиме реального времени

Да, с возможностью планирования капитальных ремонтов

Качество информации поступающей в органы управления МО о ситуации в сфере ЖКХ

В режиме on-line, высокое

Наличие Регламента взаимодействия

Даже при наличии утвержденного Регламента, большое время реагирования на обращения и соответственно потери

Минимальное время реагирования на обращение соответственно сокращение потерь

Контроль временных параметров обращений потребителей жилищно-коммунальных услуг, в соответствии с нормативными документами

Возможность подтверждения непредоставления услуг или предоставления услуг ненадлежащего качества УК, в соответствии с нормативными документами

Автоматически по запросу любым пользователем АИС

Оценка эффективности проведенного капитального ремонта

Субъективна,

Отсутствие обращений в АИС

Оценка качества предоставляемых услуг управляющими компаниями и сервисными организациями

Субъективна, не подтвержденная фактами

Автоматически в режиме on-line, доступно всем пользователям АИС

Материальные потери МО как собственника жилого или нежилого фонда

Не контролируемые, не систематизированные, не объективные

Материальные потери жителей

Чаще всего заниженные, не принимаемые к возмещению

Подтвержденные АИС(время приема обращения УК, кто исполнитель, время выполнения обращения УК, задействованные службы, аудиозапись)

Повторные обращения жителей

Неконтролируемый поток

От ситуации когда они есть до их отсутствия

Дисциплина исполнителей УК

Время затраченное жителем на передачу обращения

От 5 минут до 45 минут

Максимум 3 минуты