Консультация для родителей

Пока не поздно

(об опасности психоактивных веществ)

 

Широкая доступность наркотиков стала реальностью нашей жизни. Без особого труда их можно найти почти на любом рынке или любой молодёжной «тусовке» и в престижных школах. Токсикоманы научились удовлетворять свои опасные для жизни потребности любыми подручными средствами. Появились профессиональные искусители – «сажатели на иглу», обучающие, среди прочего, как обмануть родственников, выудить у них деньги, а также скрыть признаки употребления наркотиков. Их интересуют только деньги, судьба вашего ребёнка им безразлична. За бесплатный кайф каждый наркоман вовлекает в сферу своего смертоносного влияния 6-12 и более человек. Они же, в свою очередь, - ещё по 6-12 и так далее. Вот почему там, где пассивны родители, школа, местные власти, наркомания приобретает характер эпидемии. Далее следуют верные спутники наркомании – СПИД и гепатит, увеличивается число краж и иных криминальных проявлений, растёт проституция.

Сегодня от риска знакомства с наркотиками и иными психоактивными веществами не застрахована ни одна, даже считающаяся благополучной, семья. Поэтому, очень важно «не проспать» начало употребления ребёнком этой отравы, т.к. подростковому возрасту свойственны желание всё испытать, высокое мнение о своих волевых качествах и физических возможностях, стремление выделиться в коллективе, ложное понятие о «крутизне».

Вы должны встревожиться, если:

-   у ребёнка легко меняется настроение без особых причин;

-   он перестал засыпать в обычное для него время, бодрствует по ночам и спит днём;

-   постоянно просит у вас деньги, изобретая каждый раз новые причины;

-   перестал хорошо учиться, забросил любимое занятие, поссорился со старыми друзьями или сократил своё общение с ними;

-   не хочет знакомить Вас со своими новыми приятелями, постоянно пытается остаться один, его телефонные разговоры всё больше Вам не понятны;

-   на теле у него появились татуировки, неясные Вам по содержанию.

Вы должны немедленно отправиться к врачу наркологу, если заметили:

-   ребёнок часто сонлив, заторможен, отвечает в этом состоянии на вопросы после паузы;

-   из дома пропадают вещи и деньги, при этом Ваш ребёнок постоянно Вам лжёт; при отказе дать ему денег немедленно становится груб, агрессивен, может замахнуться, ударить;

-   часто потеет, независимо от того, тепло или холодно, что может быть проявлением абстинентного синдрома (ломки);

-   отказывается от привычной еды: постоянно просит и поглощает в неимоверных количествах шоколад, конфеты и прочие сладости…

Надеемся, что Вас никогда не коснутся эти проблемы. Но, если беда нагрянет, не пытайтесь решить проблему самостоятельно (наркомания – это болезнь, требующая квалифицированного лечения).

Несправедливыми упрёками Вы можете испортить свои отношения с ребёнком. Многие из перечисленных признаков совпадают с типичными признаками подросткового поведения, однако пристальное внимание к их сочетаемости и периодичности появления поможет сделать Вам правильный вывод об их причинах.

Что делать, если это случилось?

Не впадать в панику. Прочитать и узнать о наркотиках всё, что можно.

Постараться тактично поговорить с ребёнком.

Не пугать, не угрожать, не наказывать.

Постараться выяснить, какую помощь Вы можете оказать ему.

Главное – уделяйте больше времени и внимания ребёнку, старайтесь больше слушать его, проявив поддержку и заботу.

Правовую основу деятельности образовательных учреждений по предупреждению и организации профилактики наркомании среди детей и подростков составляет ряд международных документов, ратифицированных Российской Федерацией, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации и Тюменской области.

У нас за употребление наркотиков не судят, но эту отраву можно найти, купить, привезти к месту употребления, что-то оставить про запас для следующего раза.

Как вышеуказанные действия регламентируются Уголовным Кодексом РФ?

Ст.228 ч.1. Незаконные приобретения или хранение без цели сбыта наркотических средств или психотропных веществ в крупном размере грозит лишением свободы на срок до 3-х лет.

Ст.228 ч. 2. Незаконные приобретения или хранение в целях сбыта, изготовление, переработка, перевозка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ наказывается лишением свободы на срок от 3-х до 7 лет.

Ст.230 ч.1. Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ наказывается лишением свободы от 2-х до 5 лет.

Для справки.

Правоохранительные органы России каждые две минуты привлекают к уголовной ответственности одного человека, так или иначе связанного с наркопреступностью.

Как научить ребёнка отказаться от предложения попробовать наркотик?

  1. Разговаривайте с ребёнком о наркотиках, если Вы не хотите, чтобы за Вас это сделали другие. Эксперты считают беседы родителей о наркотиках первой ступенью помощи детям, тем более, что ребёнок любого возраста нуждается в объективной информации об этом зле и его последствиях. Такие беседы, продуманные и учитывающие особенности характера и уровень развития ребёнка, помогут в установлении отношений доверия в вопросах о наркотиках.
  2. Учитесь слушать. Ребёнок должен знать о Вашем неподдельном интересе к его внутреннему миру, переживаниям и тревогам. Попытайтесь вместе с ним искать решение возникающих проблем. Информацию, полученную от ребёнка, никогда не используйте во вред ему. Заранее оговаривайте с ребёнком ситуации (например, очевидный вред здоровью, готовящееся преступление), дающие Вам право в определённой мере раскрыть полученную от него информацию даже вопреки его желанию.
  3. Давайте советы, но не давите советами. Подросток стремится вырваться из-под диктата взрослых. Беседы о сокровенном требуют такта. Совет будет эффективен только тогда, когда в нём есть необходимость. Поддерживайте в ребёнке самоуважение и думайте о его самореализации. Наркотик чаще всего находит свои жертвы среди тех, кто не приобрёл уважения и самоуважения, в чьей жизни возник вакуум – дел, любви, интересов, доверия, заботы, ответственности. Обладая самоуважением, ребёнок с большей вероятностью сможет сказать твёрдое «нет!» предлагающим с помощью наркотика «испытать новые ощущения, стать взрослее или быть таким, как все».
  4. Чаще общайтесь с ребёнком. Пусть он знает, что Вы готовы поделиться с ним, а не уходите в себя. При этом оберегайте психику ребёнка, не перегружайте его эмоциями, приобретёнными Вами вне дома или в семье.

Что нужно рассказать и чему научить ребёнка, чтобы

предотвратить его знакомство с одурманивающими веществами

Профилактика наркотизма должна заключаться не только и даже не столько в беседах об опасности одурманивающих веществ. Гораздо важнее сформировать у ребёнка свойства и качества, обеспечивающие ему успешную социальную адаптацию, дающие ему возможность решать возникающие проблемы и реализовать свои потребности без помощи наркотизации.

Вспомните, пожалуйста, сколько раз за последние две-три недели вы приходили домой и искренне, без какой-то воспитательной задачи, «в трезвом уме и здравой памяти» говорили своему ребёнку о том, как прекрасна жизнь, какое наслаждение быть живым и здоровым, любить, смеяться, плакать…

Среди всеобщего нытья о плохих людях, растущих ценах, плохих жилищных условиях, об ухудшении экологической обстановки, о «таких-сяких» политиках помогаем ли мы своим собственным детям верить в то, что жизнь, несмотря на все проблемы и трудности, - великий и бесценный дар?.. Что она прекрасна и удивительна!..

Мы не имеем права забывать, что для ребёнка самый действенный образец жизнелюбия или смертной скуки – это его родители.

  • Итак, прежде всего, важное значение имеет формирование у ребёнка культуры здоровья.

Ребёнок должен знать, что здоровье – это одно из важнейших условий для счастливой жизни, его нужно беречь и укреплять. Но как объяснить это ребёнку и, главное, как научить его бережно относится к своему здоровью? Это весьма непростая воспитательная задача, решение которой требует от родителей немалой выдержки, терпения и фантазии, ведь восприятие здоровья ребёнком в значительной степени отличается от такового у взрослого. У детей нет опыта «нездоровья», который имеет большинство взрослых. Состояние болезни ребёнком воспринимается главным образом как ограничение свободы (необходимость лежать в постели, ограничение в общении со сверстниками, диета и т.п.).

  • Необходимо помочь ребёнку освоить как можно больше способов реализации собственных потребностей, не прибегая к столь опасным способам. Только в этом случае можно говорить о существовании своеобразного внутреннего иммунитета к одурманиванию, поскольку оно имеет какое-либо значение и привлекательность для ребёнка: стоит ли рисковать, если можно достичь желаемого за счёт собственных усилий.

Взрослым необходимо обеспечить насыщение потребности в различных социально-ценных источниках: книги, кино и театр, общение с друзьями, походы и экскурсии, занятия в кружках; показать ребёнку привлекательность этих источников. Это единственная альтернатива другому опасному способу получения приятных ощущений – за счёт наркотизации.

Давно известно: невозможно сделать ребёнка счастливым, удовлетворяя его желания, но можно добиться этого, если научить его самого реализовывать свои потребности. Один из французских писателей говорил: «На дно бокала с вином нас толкают наши несчастья».

  • Нередко раннее приобщение к одурманивающим веществам происходит из-за того, что ребёнок подобным образом пытается завоевать авторитет среди сверстников, войти в компании, стать «своим». Вот почему так важно научить ребёнка контактировать с взрослыми и сверстниками.

Таким образом, профилактическая работа, в конечном итоге сводится к формированию у ребёнка культуры жизни – потребности и умения в самореализации, способности гармонично строить свои отношения с окружающим миром. Эти качества способны стать надёжными внутренними барьерами для ребёнка, предотвращающими многие беды, в том числе и «дружбу» с одурманивающими веществами.